Николай Бегунков

Руководитель направления — налоговый консалтинг
Профессиональный опыт — более 18 лет

Оценка бизнеса: Что это?

Оценка бизнеса – это определение рыночной стоимости компании в денежном выражении, является составной частью оценки активов. Оценка бизнеса и определение стоимости компании – равнозначные понятия.

Наши специалисты имеют многолетний опыт работы на оценочном рынке, обладают необходимой квалификацией и имеют все необходимые разрешения. Мы досконально соблюдаем методику проведения оценки, что исключает ее оспаривание или ошибки.

Когда нужно его оценивать?

Оценка бизнеса происходит вовсе не по желанию его собственников. Много ли владельцев компаний, кто просто так захочет провести оценку своего бизнеса, учитывая, что это дорогая и длительная процедура?


Да, ряд владельцев проводит переоценку бизнеса регулярно (раз в 1 или 5 лет) чтобы понять результаты своей работы и достижения наемных менеджеров. Оценку могут проводить, желая всегда иметь перед глазами актуальную карту своего бизнеса. Но это исключения.

 

Чаще всего оценка бизнеса с привлечением независимых экспертов требуется в конкретных случаях, а именно перед:

  • Сделкой купли-продажи (оценка в данном случае не является обязательной процедурой, но довольно часто обе стороны хотят понимать, сколько на самом деле стоит компания)
  • Эмиссией новых акций компании (при форме собственности ПАО/ОАО)
  • Реорганизацией компании, то есть при планировании поглощения, слияния или выделения
  • Подготовкой компании-банкрота к конкурсу продажи

Кроме перечисленного, оценка потребуется при:

  • Подготовке договора страхования
  • Внедрении антикризисного управления
  • Предоставлении юридически значимых документов в суд для разрешения различных споров, когда объектом разбирательства является предприятие
  • Определении стоимости ценных бумаг (каждая акция является долей предприятия, и чтобы узнать стоимость этой доли, необходимо провести оценку всей компании)
  • Планах одного из акционеров-учредителей выйти из компании и необходимо выкупить его долю акций (в закрытых предприятиях – ООО и ЗАО)
  • Подготовке компании в качестве залога по предполагаемому кредиту

Как определить стоимость: методы

Если кратко, вариантов действия при оценке всего три – сравнить со стоимостью активов похожей компании, посчитать доходы имеющейся компании и оценить затраты на создание аналогичной. Как правило, достаточно одного из трех, и логично выбрать тот, который наиболее актуален и прост в текущих условиях. Теперь о каждом из них подробнее.

1. Сравнительный метод оценки. Является наиболее распространенным. Его суть сводится к анализу сделок купли-продажи компаний с похожими бизнес-показателями и прочими характеристиками. Предполагается наличие информации о том, за сколько была продана аналогичная компания или доля в ней. Зная стоимость 10% похожей компании, можно определить примерную стоимость всего объекта оценки. Однако такой информации может просто не быть. Например, компания занимает очень узкую нишу и является единственной в своем роде или последняя сделка с аналогичным активом проводилась 10-15 лет назад, в совершенно иных ценовых реалиях.

2. Доходный метод. Он представляет собой анализ отчетов компании за предыдущие периоды и определение ее будущих доходов на основе результатов этого анализа. Исходя же из доходов, определяется в свою очередь цена.

3. Затратный метод. Это моделирование действий по созданию компании такого же масштаба, относящейся к той же сфере деятельности и имеющей те же финансовые показатели, базу контрагентов и пр. с одновременной оценкой затрат на каждом шаге. Конечно, можно учитывать при этом средства, которые ранее были потрачены на создание самой оцениваемой компании, или цену, за которую она была приобретена. Однако зачастую это трудно сделать – например, компания перешла в частные руки в результате приватизации начала 1990-х годов или она создавалась дедами и отцами, а ее активы собирались при разных ценовых реалиях.

Ошибки и опасности

Конечно, исключительно на отчеты за предыдущие периоды или сумму недавней сделки с аналогичным активом полагаться нельзя.

Необходимо учитывать вероятность изменения рыночной конъюнктуры, текущее состояние средств производства, износ основных средств и десяток других факторов.

Даже если точно такая же компания была продана всего год назад, это вовсе не значит, что цена вашей компании сейчас на том же уровне.

Наши специалисты проведут комплексную оценку вашего бизнеса для любых целей в кратчайшие сроки.