Оформление сотрудников как ИП. Главные риски и как их избежать

Эта схема массово применялась в «золотых нулевых»: потенциальный сотрудник регистрирует ИП, компания заключает с ним договор оказания услуг или договор подряда — и зарплата превращается в вознаграждение по договору. Никакого НДФЛ (13% дохода), никаких страховых взносов (ещё более 30% сверху), никаких отпускных и больничных. Благодаря применению упрощёнки издержки бизнеса сокращаются до совокупного налога на доход ИП.
В конце десятилетия налоговая политика государства начала меняться. Установка наполнять бюджет запустила волну судебных решений, в которых договоры с ИП переквалифицировались в трудовые. Ловкие предприниматели массово попадали на крупные штрафы. В феврале 2017 года Верховный суд (см. определение №302-КГ17-382) поставил точку в этом вопросе: оформление сотрудников в качестве ИП — схема уклонения от уплаты налогов. Теперь любой бизнес, у которого много контрагентов — индивидуальных предпринимателей, в глазах налоговиков выглядит потенциальным уклонистом и «отмывщиком».

Но схема живёт. В 2019 году почти 25% российских компаний намерены провести сокращения. Кто-то, конечно, уволит лишних людей, но многим придётся расстаться с ценными специалистами. Оказавшись в такой ситуации, предприниматели выкручиваются как могут.

Достаточно активно схему с ИП продолжают использовать, например, организаторы мероприятий, небольшие IT-компании и медиа: работа там часто подразумевает заказы. От работника не требуют постоянно присутствовать на рабочем месте, а результат можно легко причесать под полученную заказчиком работу или услугу.

Какие будут последствия, если вас поймают за руку? При наименее плачевном сценарии нужно будет вернуть всё неуплаченное и заплатить 40% сверх этой суммы в качестве штрафа. Но если размер неуплаты превышает 5 млн рублей, генерального директора уже могут лишить свободы — на два года.

Определяя график внеплановых проверок, налоговики руководствуются тем, что они увидели во время обычных камеральных проверок деклараций. Вот что им может не понравиться: низкий уровень налоговой нагрузки, небольшой размер отчислений, не соответствующий уровню по отрасли (подробнее — в приказе ФНС №ММ-3-06/333).

Что нужно предусмотреть, если вы всё-таки решили рискнуть?

Во-первых, нельзя перевести на эту схему абсолютно всех работников. У компании должен быть штат хотя бы из нескольких человек, наличие которых необходимо, чтобы нормально вести бизнес. Кто будет в штате, зависит от масштабов и деятельности компании. Как правило, под необходимыми сотрудниками подразумевают секретарей, делопроизводителей и помощников руководителя, которые на постоянной основе помогают генеральному директору с текучкой.

Постановление Верховного суда, которое я привела выше, закрепило такую практику: единственным убедительным доказательством того, что вы не используете схему с ИП для ухода от налогов, является присутствие специалиста на рынке. Другими словами, ваш ИП должен работать ещё на кого-то.

Во-вторых, договор выполнения работ или оказания услуг с ИП не должен иметь ничего общего с трудовым договором. В договоре ни в коем случае не должно быть слов «работник» и «работодатель». Вы являетесь «заказчиком», ИП — «исполнителем».

 

Важно: на получении работ и их оплате взаимоотношения между сторонами должны заканчиваться. Заказчик не предоставляет рабочего места, не устанавливает расписания работы, компания лишь может предоставить ИП какие-то материалы для работы. Проверка работ должна быть прописана в договоре с точки зрения отчётов / проверки качества выполнения, без упоминания того, что заказчик может как-либо вмешиваться в процесс.

Нужно заучить как мантру: договор с ИП заключается ради конкретного результата. Это значит, что регулярная оплата невозможна, ведь она зависит только от факта получения конкретного объёма работ или услуг. Оплачивается не процесс, а результат. Сам договор тоже должен быть заключён не на конкретный срок, а исключительно для разового выполнения работы.

Ответственность в договоре между предпринимателями должна быть только имущественная: никаких «увольнений» или «выговоров» работа с ИП не предполагает. В договоре нужно прописать неустойку за отсутствие обещанного результата и обязанность возместить причинённые заказчику убытки.

Подпишитесь на наши новости

Что бы быть в курсе выгодных предложений от нашей компании

Наше расположение

Адрес: 119602, г. Москва, ул. Покрышкина, д.8, корпус 1, 2 этаж

Рабочие часы

Понедельник — Пятница: 10:00 — 19:00
Суббота и Воскресенье:
Закрыто

Следите за нами

Пешком:

Наш адрес: м.Юго-Западная, ул.Покрышкина, д.8, корп.1

Въезд на территорию ЖК с ул.Покрышкина расположен сразу же после автобусной остановки (здесь первый шлагбаум, который открывает охрана по предварительно заказанному пропуску на Ваш автомобиль). Далее Вам откроют второй шлагбаум… Как только вы заедете на территорию, перед Вами будет жилой дом с надписью «ФИТНЕС СПА…», перед этим домом нужно повернуть налево. Наш офис находится в углу корпуса 1, как указано на схеме, второй этаж, вывеска «ТопЛайн».

Если Вы будете двигаться по ул.Покрышкина по противоположной стороне (в сторону Проспекта Вернадского), то Вам придется развернуться, разворот находится за светофором через 20м (указан на схеме).

Вход в офис