В «ТОП ЛАЙН» обратилась компания, у которой по итогам 2019 года осталась нераспределенная прибыль – чуть более 70 миллионов рублей. У владельца бизнеса возник вопрос: как получить эти средства с оптимальными налоговыми последствиями?
Собственник ООО мог забрать прибыль в качестве премии, выплаченной гендиректору организации по итогам деятельности за год. Поскольку гендиректором является сам владелец, они имел полное право выплатить премию сам себе. Однако выплаты такого рода не столь просты с точки зрения налогообложения – как и тот факт, что владелец бизнеса значительную часть времени проживает за границей.
«ТОП ЛАЙН» указал клиенту, что существует основной способ выплаты вознаграждения – дивиденды. Собственник ООО имеет право получить в качестве дивидендов любую долю от прибыли, остающейся после налогообложения.
При выработке оптимального с точки зрения налогов решения наши эксперты
внимательно изучили два главных аспекта проблемы:
Первый аспект принципиально важен потому, что ФНС пристально мониторит выплаты таким специалистам, а все начисления требуют ответственного правового обоснования
Второй аспект важен потому, для резидентов ставка НДФЛ с дивидендов – 13 %, для нерезидентов – 15 %.
Гендиректор, который является единственным учредителем ООО, имеет право премировать самого себя. Вот только у ФНС немедленно появится подозрение в том, что на самом деле эта премия – завуалированные дивиденды (особенное при отсутствии премий у других сотрудников).
А в случае с нашим клиентом возникал еще более серьезный риск. Ведь выступая в роли гендиректора, собственник носитель иностранного паспорта с точки зрения налогового законодательства являлся бы высококвалифицированным специалистом. Т.е. иностранным работником с особо ценными компетенциями. Доход таких сотрудников облагается НДФЛ в размере 13% только в определенных случаях. Если это выплаты в рамках трудового договора (или договора ГПХ), а именно зарплаты, премии в рамках трудовой деятельности, вознаграждение за услуги или работы.
Внутренние документы компании позволяли платить премии за счет чистой прибыли, но в систему оплаты труда эти выплаты не входили. Таким образом, фискальные органы могли не признать эти 70-миллионную премию доходом, полученным в результате трудовой деятельности. И могли бы начать взыскание НДФЛ с нетрудовых доходов. В случае нашего клиента эта ставка составила бы 30%.
Риск возникновения спора был велик, а его исход неясен. Выводы экспертов «ТОП ЛАЙН» базировались на оценке правовых и экономических аспектов деятельности компании (например, соотношение потенциальной премии с определенными статьями расходов).
«Направление нераспределенной прибыли в размере 100% на выплату премии высококвалифицированному специалисту, является нелогичным и экономически необоснованным», — так была сформулирована рекомендация для нашего клиента.
В варианте с дивидендами ключевой фактор – резидентский статус.
Резидентами считаются люди, которые фактически находятся в России минимум 183 календарных дня в течение 12 месяцев, следующих подряд. Те, кто пребывает в нашей стране меньше этого срока – нерезиденты.
Налоговое резидентство не зависит от гражданства. Гражданин РФ может быть и резидентом, и не резидентом — если живёт за границей, например.
Ключевой момент – дата выплаты дивидендов и резидентский статус накануне нее. Минфин России в Письме от 29 апреля 2015 г. № 03-08-05/24901 разъясняет, что в случае нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода, такое лицо не признается налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций подлежат обложению с применением налоговой ставки 15% (как установлено в п.3 ст. 224 НК РФ и п.6 ст.275 НК РФ)
Изучив ситуацию в компании, «ТОП ЛАЙН» пришел к таким выводам:
Такие рекомендации мы и дали нашему клиенту. Благодаря обращению в «ТОП ЛАЙН», владелец прибыльного ООО:
— как минимум сэкономил 2% от суммы своей прибыли. Ведь если бы он получил дивиденды в статусе нерезидента, налог составил бы 15% от дохода. С учетом того, что речь шла о 70 млн рублей, даже разница в 2% означает серьезную экономию по налогам – почти 1,5 млн рублей.
— обезопасил компанию от пристального внимания ФНС, а себя – от спора с фискальными органами по поводу доначисления НДФЛ по «нетрудовой» ставке 30%.
Обращайтесь в «ТОП ЛАЙН» за помощью! Наши эксперты в области налогового, юридического, бухгалтерского и управленческого консалтинга помогут вам принимать оптимальные решения!