Оформление сотрудников как ИП. Главные риски и как их избежать

Схема оформления сотрудников как ИП массово применялась в «золотых нулевых»: потенциальный сотрудник регистрирует ИП, компания заключает с ним договор оказания услуг или договор подряда — и зарплата превращается в вознаграждение по договору. Никакого НДФЛ (13% дохода), никаких страховых взносов (ещё более 30% сверху), никаких отпускных и больничных. Благодаря применению упрощёнки издержки бизнеса сокращаются до совокупного налога на доход ИП.

В конце десятилетия налоговая политика государства начала меняться. Установка наполнять бюджет запустила волну судебных решений, в которых договоры с ИП переквалифицировались в трудовые. Ловкие предприниматели массово попадали на крупные штрафы. В феврале 2017 года Верховный суд (см. определение №302-КГ17-382) поставил точку в этом вопросе: оформление сотрудников как ИП — схема уклонения от уплаты налогов. Теперь любой бизнес, у которого много контрагентов — индивидуальных предпринимателей, в глазах налоговиков выглядит потенциальным уклонистом и «отмывщиком».

Но схема живёт. В 2019 году почти 25% российских компаний намерены провести сокращения. Кто-то, конечно, уволит лишних людей, но многим придётся расстаться с ценными специалистами. Оказавшись в такой ситуации, предприниматели выкручиваются как могут.

Достаточно активно схему с ИП продолжают использовать, например, организаторы мероприятий, небольшие IT-компании и медиа: работа там часто подразумевает заказы. От работника не требуют постоянно присутствовать на рабочем месте, а результат можно легко причесать под полученную заказчиком работу или услугу.

Последствия оформления сотрудников как ИП

При наименее плачевном сценарии нужно будет вернуть всё неуплаченное и заплатить 40% сверх этой суммы в качестве штрафа. Но если размер неуплаты превышает 5 млн рублей, генерального директора уже могут лишить свободы — на два года.

Определяя график внеплановых проверок, налоговики руководствуются тем, что они увидели во время обычных камеральных проверок деклараций. Вот что им может не понравиться:

  • низкий уровень налоговой нагрузки,
  • небольшой размер отчислений, не соответствующий уровню по отрасли (подробнее — в приказе ФНС №ММ-3-06/333)

Что предусмотреть, если вы всё-таки решили оформить сотрудников как ИП?

Нельзя перевести на эту схему абсолютно всех работников. У компании должен быть штат хотя бы из нескольких человек, наличие которых необходимо, чтобы нормально вести бизнес. Кто будет в штате, зависит от масштабов и деятельности компании. Как правило, под необходимыми сотрудниками подразумевают секретарей, делопроизводителей и помощников руководителя, которые на постоянной основе помогают генеральному директору с текучкой.

Постановление Верховного суда, которое я привела выше, закрепило такую практику:

  • Единственным убедительным доказательством того, что вы не используете схему с ИП для ухода от налогов, является присутствие специалиста на рынке. Другими словами, ваш ИП должен работать ещё на кого-то.
  • Договор выполнения работ или оказания услуг с ИП не должен иметь ничего общего с трудовым договором.
  • В договоре ни в коем случае не должно быть слов «работник» и «работодатель». Вы являетесь «заказчиком», ИП — «исполнителем».
  • На получении работ и их оплате взаимоотношения между сторонами должны заканчиваться. Заказчик не предоставляет рабочего места, не устанавливает расписания работы, компания лишь может предоставить ИП какие-то материалы для работы. Проверка работ должна быть прописана в договоре с точки зрения отчётов/проверки качества выполнения, без упоминания того, что заказчик может как-либо вмешиваться в процесс.
  • Ответственность в договоре между предпринимателями должна быть только имущественная: никаких «увольнений» или «выговоров» работа с ИП не предполагает. В договоре нужно прописать неустойку за отсутствие обещанного результата и обязанность возместить причинённые заказчику убытки.

Нужно заучить как мантру: договор с ИП заключается ради конкретного результата. Это значит, что регулярная оплата невозможна, ведь она зависит только от факта получения конкретного объёма работ или услуг. Оплачивается не процесс, а результат. Сам договор тоже должен быть заключён не на конкретный срок, а исключительно для разового выполнения работы.


Поделитесь статьей:
Свежие статьи
С сегодняшнего дня во многих регионах России ослаблены ограничения на работу бизнеса. Открываться могут непродовольственные магазины, а также некоторые отрасли сферы услуг. «ТОП ЛАЙН» выпускает рекомендации, которые позволят возобновить деятельность и при этом не попасть под финансовые и административные санкции.
К работе на удаленке многие компании уже адаптировались Но как быть с трудностями, которые несут взаимоотношения между разными юрлицами? Как фиксировать договоренности, достигнутые в режиме онлайн? Рекомендации «ТОП ЛАЙН» в новой статье.
С 01.06.2020 вступают в силу новые правила заполнения платежных поручений, по которым банк перечисляет зарплату сотрудникам вашего бизнеса. Платежки старого образца к исполнению приниматься не будут. О новых кодах и других изменениях рассказано в статье-разъяснении от «ТОП ЛАЙН»
Полезные статьи
каждую неделю
Расскажем о тонкостях бизнеса,
налогов и бухгалтерии
Подписаться
Нужна помощь
в подборе услуги?
8 (800) 350-81-08
info@1topline.ru
Подпишитесь на рассылку
Расскажем о тонкостях бизнеса, налогов и бухгалтерии
Подписаться
Спасибо, за подписку!
Присылаем на почту полезные статьи из нашего блога
Заказ обратного звонка
Оставьте номер телефона.
Мы перезвоним, уточним вашу задачу
и предложим решение

Мы получили вашу заявку.
Специалист перезвонит вам
в течение 15 минут.
Работаем по будням с 10:00 до 19:00