У бизнеса есть законные возможности уменьшать платежи в бюджет, оставляя денежные средства в обороте компании. Эти инструменты прописаны в Налоговом кодексе, но не все умеют ими пользоваться. «ТОП ЛАЙН» рассказывает, как оптимизировать налоговую базу, грамотно работая с дебиторской задолженностью
Налог на прибыль возникает по методу начисления. Как только вы отгрузили покупателю товар, появляются обязательства по уплате НДС и налога на прибыль. Но если НДС можно зачесть за счет расходов вашей компании на закупку товаров и услуг, с налогом на прибыль все сложнее. Экономические отношения с покупателем могут быть сложными: задержка оплаты за товар, переход права собственности и так далее вплоть до судебных разбирательств. То есть по факту ваш бизнес еще не получил денег за отгруженную продукцию, выручка не реальная, а предполагаемая — а налог на прибыль уже надо заплатить.
Вы можете столкнуться со множеством нарушений по оплате со стороны ваших контрагентов. Налоговый кодекс определяет, что в таких случаях у бизнеса появляется право на создание резерва по сомнительным долгам. Если ваш покупатель просрочил платеж за отгруженный товар более чем на 45 дней, вы можете приступить к уменьшению налогооблагаемой базы. Создание резерва в налоговом учете вашей компании означает, что выручка с неоплаченных поставок не облагается налогом на прибыль. Если задержка платежа составляет от 45 до 90 дней, из-под налога можно вывести 50 % стоимости отгруженных товаров. А если просрочка превысила 90 дней –100 % стоимости. Абсолютно законный способ не платить налог на прибыль с тех денег, которые ваш бизнес по факту еще не получил.
Первый шаг – инвентаризация. Если вам не платят за товар, поднимите все первичные документы. Даже если у вас нет договора, любая бумага об отгрузке или приеме товара уже считается документом. При условии, что она подписана обеими сторонами. В первичных документах видна цена, значит, понятна сумма обязательств. Такие взаимоотношения регламентируются гражданским кодексом, а в нем нет слова «отсрочка». Есть только слово «оплата». Отгрузил товар – оплати его.
После того, как мы поняли сумму неплатежей, составляем инвентаризационную опись и справку о задолженности. В ней должны быть такие разделы: «Покупатель», «Дата возникновения обязательств по договору», «Срок просрочки». Определяемся, в какой льготный период попадает сомнительный долг: от 45 до 90 дней или свыше 90 дней.
Третий шаг – на основании справки издаем приказ о создании резерва по сомнительным долгам. Создаем резерв в налоговом учете компании и начинаем сокращать налогооблагаемую базу.
Да, эти резервы очень существенны. В Налоговом кодексе указано: «Перечисление резервов по сомнительным долгам не может превышать большую из величин – либо 10 % выручки за налоговый период, либо 10 % выручки за отчетный период». Налоговый период – это календарный год. Отчетный период – месяц либо квартал (устанавливается самой организацией).
Пункт о 10 % выручки за налоговый период означает, что вы можете вывести из-под налогообложения сумму, которая больше среднемесячной выручки вашего бизнеса за прошлый год. Это очень серьезные средства. Они не уйдут из вашей компании, будут на протяжении некоторого времени оборачиваться внутри нее. Например, если выручка вашего бизнеса в 2019-м составила 30 миллионов, в этом году вы можете резервировать до 3 миллионов рублей, освобождая сомнительные долги от налога на прибыль. Но надо помнить : после того как вы все-таки получите просроченный платеж, обязательства по уплате налога восстановятся! Но к тому моменту вы успеете обернуть эти суммы внутри бизнеса
Иногда выгоднее брать 10 % выручки не за последний год, а за последний квартал (т.е. отчетный период). Это происходит в том случае, если ваш бизнес новый либо быстро растущий. Хороший бухгалтер обязан включать финансовую логику и понимать, какой вариант выгоднее для компании.
Дилетанты любят утверждать, что в России «кошмарное» налоговое законодательство, в рамках которого эффективная работа бизнеса «невозможно». На самом деле у вас есть много прав – их надо знать! Сомнительные долги – не единственный резерв, помогающий уменьшить налог на прибыль, выплачиваемый вашей компанией. Главное – правильно пользоваться теми инструментами, которые прописаны в законах. Стремясь к финансовой оптимизации, лучше всего воспользоваться консультациями компетентных экспертов! В компании «ТОП ЛАЙН» работают профессионалы юридического и управленческого консалтинга, специалисты по налаживанию эффективного налогового и бухгалтерского учета. Обращайтесь к нам за помощью! Наши услуги сделают ваш бизнес более прибыльным!