ФНС в борьбе с уклонением от налогов готовит новые «сюрпризы». Бизнесу предложат пойти на «добровольное раскаяние» в обмен на смягчение наказания. Чем опасны предложенные «инновации» для предпринимателей, рассказала Наталья Ненашева на страницах «Форбс». Публикуем авторский вариант колонки, в которой управляющий партнер «ТОП ЛАЙН» предостерегает деловое сообщество от бездумного сотрудничества с ФНС.
Одним из самых распространенных поводов для претензий налоговиков является необоснованное получение налоговой выгоды с помощью компаний-однодневок и технических компаний. Налоговая доказывает, что деятельность таких компаний существует лишь на бумаге с целью оформления вычетов по НДС или наращивания расходов, и доначисляет налоги.
Инструкция ФНС пока не опубликована, но ее суть – в том, что бизнесу предложат налоговую реконструкцию в обмен на добровольное раскрытие информации по сделкам предпринимателями. Фискальные органы предлагают делиться подробностями и данными о реальных исполнителях сделок, а в обмен готовы пересчитать расходы и вычеты по НДС, а также учесть издержки.
Кому-то такие предложения могут показаться заманчивыми. «ТОП ЛАЙН» предостерегает от такого подхода – ведь на самом деле он содержит в себе дополнительные риски для бизнеса.
Мы рекомендуем бизнесу не принимать предложения ФНС о добровольном раскрытии информации о сделках. И вот почему
1. По сути это добровольная капитуляция перед налоговиками. Компании, которые пойдут на такой шаг, собственными руками уничтожат возможности для оптимизации и уменьшения налоговой нагрузки.
2. Никаких конкретных послаблений в обмен на раскрытие информации ФНС не предлагает. Строго говоря, и не может предложить т.к. все бизнес-процессы уникальны и общего механизма «налоговой реконструкции» описать невозможно. То есть плюсы гипотетические, туманные – по сути предлагают надеяться на добрую волю фискальных органов.
3. Зато предлагаемое раскрытие сделок несет конкретные минусы, риски и угрозы для бизнеса. Как минимум вам посчитают налоги по максимуму, при этом ссылаясь на букву закона и толкуя все сделки и возникающие обязательства в пользу бюджета. В худшем – получат на руки информацию, которая может быть использована для обвинений в уклонении от уплаты налогов (в том числе и в предыдущие налоговые периоды). Новые рекомендации не защитят бизнес от необоснованных претензий – просто ФНС будет считать их обоснованными, т.к. получит информацию
Сейчас в связи с увеличением эффективности работы ФНС и методов налогового контроля у бизнеса есть два пути:
— кто-то сдается и платит в бюджет по полной, т.к. либо не обладает компетенциями для оптимизации, либо боится различных негативных последствий
— другие все-таки занимаются оптимизацией налогов. И отбиваются от дополнительных претензий ФНС, борясь за снижение своих расходов. Претензии могут возникнуть даже тогда, когда ваши методы оптимизации абсолютно легальны. Вам придется доказывать законность своих действий по уменьшению налоговой нагрузки.
Выбор – управленческое решение, которое принимает собственник.
Чтобы оптимизация приносила реальную выгоду владельцам бизнеса, ее нужно проводить правильно. С опорой на интеллектуальную проработку вопроса профессионалами. Налоговый юрист может быть вашим штатным сотрудником или представителем подрядчика-консалтинговой компании
Принимая решение заниматься оптимизацией, надо взвесить все риски. Самый опасный путь – заниматься оптимизацией безграмотно, в надежде на то, что ФНС «проглядит» ваши действия. Не проглядит. Механизмы контроля и отслеживания схем ухода от налогов очень эффективны – какое бы сожаление любителей «серой оптимизации» не вызывал этот факт.
Даже легальная оптимизация небесплатна. Правда, услуги профессионалов налогового консалтинга стоят гораздо меньше той суммы, которую можно сэкономить на налогах с помощью таких профессионалов.
Огромный риск для предпринимателя — это переговоры с сотрудниками налоговой. Учитывая возрастающее давление на предпринимателей, чтобы разговор не обернулся санкциями, штрафами и другими неприятными последствиями рекомендую идти на встречу с инспектором в сопровождении налогового адвоката или вовсе отправить адвоката с доверенностью.
Ключевой момент: налоговые инспекторы зачастую превышают свои полномочия и задают такие вопросы, которые не относятся к их компетенции. Например, сведения и подробности, составляющие коммерческую тайну. К одному из наших клиентов налоговая компания направила требование пояснить, по каким причинам ООО закупает запасные части для транспортных средств у разных поставщиков, а не у одного. Расчет фискальных органов прост: многие предприниматели просто не знают, на какие вопросы ИФНС они обязаны отвечать, а на какие – не обязаны. Зачастую они добровольно сообщают лишнюю информацию, на которой потом основываются конкретные налоговые претензии
В беседах пугают доначислениями, многомиллионными штрафами и другими последствиями – в итоге те бизнесмены, которые поддаются давлению, добровольно уточняют декларации и начинают платить больше.
По всем признакам долгосрочная стратегия ФНС состоит в том, чтобы взять под жесткий контроль все возможности оптимизации налогообложения и обеспечить максимальную прозрачность бизнеса для налоговиков. Не приходится надеяться на то, что тренд будет изменен
1) С 2021-го ФНС получит автоматический доступ к банковской тайне. Раньше для такого доступа нужно было разрешение вышестоящих инспекций и серьезные обоснования, теперь наблюдать за движением средств по счетам будет гораздо проще
2) С 2021-го ужесточится мониторинг за движением средств на счетах юридических и физических лиц, особенно это касается счетов в иностранных банках. Будет гораздо больше возможностей для блокировок и требований доказывать происхождение средств
3) Отдельно закручиваются гайки в деле сбора НДС. Один пример. С 1 октября «Росавтотранс» проводит эксперимент по внедрению электронной транспортной накладной и электронного путевого листа в сфере автомобильных грузоперевозок – в 6 регионах (Москва и область, Краснодарский край, Калужская и Рязанская области, Татарстан) Необходимость введения ЭТрН и ЭПЛ мотивируется сокращением временных и финансовых затрат бизнеса.
Реальная мотивация перехода на электронный документооборот де-факто совсем иная. Государство усиливает контроль за прозрачностью хозяйственных операций. Цифровизация в сфере грузоперевозок может обернуться тем, что бизнесу будет сложнее доказывать реальность сделок, связанных с движением товара. Обмен цифровыми документами между участниками транспортно-логической цепочки и органов власти будет осуществляться в режиме «24 на 7».И недочеты в виде несвоевременно оформленной электронной накладной могут обернуться проблемами в ходе проверок и даже налоговыми доначислениями.
Специальное постановление Верховного Суда, которое вышло еще летом . И ограничивает ИФНС в правах снимать вычеты по НДС по спорным основаниям. Полномочия фискальных органов немного урезаны, т.к. на практике наиболее оспариваемыми причинами снятия вычета были:
— «неосмотрительность в выборе контрагента» (фирма-продавец с точки зрения. ФНС работает с нарушениями)
— «отсутствие у контрагента ресурсов для выполнения договора» (отсутствие входного НДС у получателей платежа, недостаток оборудования и сотрудников и т.д.)
— «неуплата налога контрагентом-продавцом» (т.е. приобретатель товаров и услуг должен был быть уверен, что продавец добросовестно перечисляет НДС в бюджет)
Почва для подобных выводов часто была субъективной, что приводило к многочисленным судебным спорам бизнеса с фискальными органами
Вот ключевые выводы Верхловного Суда из постановления
1) Всесторонняя проверка контрагента нужна не всегда. В большинстве случаев достаточно проверить регистрацию в ЕГРЮЛ и полномочия работающего по сделке сотрудника.
2) Более глубокая проверка – например, данных об оборудовании, количестве сотрудников и т.д. – должна проводиться при заключении длительных договоров на большие суммы (или при сложных видах работ). Желательно проводить ее и в тех случаях, если стоимость товаров-услуг значительно ниже рыночных, или если этот вид деятельности для контрагента непрофильный.
3) Сам по себе недостаток материальных, финансовых и трудовых ресурсов еще не говорит о фиктивности контрагента. Заключив договор на предоставление товаров или услуг, предприниматель имеет полное право исполнять де-факто роль посредника – привлекая подрядчиков и поставщиков со стороны. Такой вид выполнения обязательств по договору в соответствии с НК РФ входит в число критериев, определяющих право на вычет НДС и учет расходов фирмой-покупателем.
4) Это значит, что достаточными признаками реальной деятельности контрагента – и, как следствие, подтверждения расходов и вычета по НДС – являются заключение и исполнение договоров, сдача отчетности. Покупатель не обязан проверять наличие собственности у продавца.
5) Если фирма-продавец не платит НДС в бюджет, то у ее клиентов есть презумпция невиновности. Чтобы не принимать к вычету НДС покупателя, ФНС обязана доказать: покупатель заранее знал о том, что контрагент не собирается исчислять и платить налоги. Весомыми аргументами могут быть взаимозависимость и аффилированность. Если таких фактов нет – снимать с вычета НДС покупателя нельзя.
Рекомендации Верховного Суда будут полезны субъектам МСП и ИП, которые не могут тратить много сил и средств на проверку контрагентов. У бизнеса будет меньше оснований отказываться от выгодных сделок и закупок только из-за боязни потерять вычет НДС.
ФНС обязана учитывать позицию ВС РФ, в том числе и при проведении проверок. У бизнеса появится больше оснований для успешного оспаривания решений ФНС в судебном порядке.
В конце октября вступили в силу новые поправки в УПК. Теперь обвиняемые в уклонении от налогов смогут возмещать ущерб в ходе судебных разбирательств. Верховный Суд считает, что это поможет снизить число обвинительных приговоров по делам, связанным с платежами в бюджет. Приоритетом правоохранителей становится возмещение ущерба, а не наказание нарушителей. Новая норма касается долгов не только по налогам, но и страховых взносов в ФСС. Если ущерб будет возмещен государству в полном размере на любой стадии судопроизводства до удаления суда в совещательную комнату, уголовное преследование будет прекращено.
Предыдущая редакция закона требовала погасить ущерб от преступной деятельности было необходимо до момента назначения первого судебного заседания по делу.
При грамотном подходе эти поправки могут применяться в пользу налогоплательщика. В том смысле, что они снижают риски и дают возможность оценить аргументы и доказательства, собранные ФНС. При этом риски минимальны, если обращаться за помощью к профессионалам консалтинга Если ход судебного разбирательства складывается не в пользу бизнесмена, можно признать ошибки в расчетах и заплатить в бюджет. Раньше боязнь уголовного преследования могла сподвигнуть бизнесмена на досудебное погашение налоговой задолженности – при том, что сам исход дела был неясен, а шансы защитить свою позицию в суде велики.
Нельзя экономить на бизнес-диагностике и налоговом аудите.
Одна из ключевых проблем бизнеса в 2020 году — это разрывы в цепочках НДС, возникающие в ходе экономического взаимодействия между компаниями. В ходе налогового аудита разрыв в цепочке НДС мы регулярно выявляем почти у каждой третьей компании. В «проблемной зоне» может быть до 10% документооборота, но есть много компаний, где недочеты имеют уже критическую массу.
Подтверждение сделок — это еще один ключевой момент, на котором заостряет внимание налоговая в этом году. Такие проверки стали часто напоминать допрос: с кем общались, по какому номеру телефона, как выглядит контрагент, где познакомились. Используются любые способы для проверки реальности сделок.
Соответственно, перед предпринимателем встает актуальная проблема — доказать, что сделка была реальная. Для этого нужно в первую очередь правильное документальное сопровождение сделки, заполнение «белых пятен» в документообороте. Если реальность сделки удалось доказать, можно опротестовать и налоговые доначисления. Даже если в цепочке сохраняется разрыв НДС и велик риск оказаться в статусе выгодоприобретателя, предприниматель может биться хотя бы против доначислений налога на прибыль.
Уже сейчас у предпринимателей есть полезный набор механизмов, позволяющих защищаться от необоснованных претензий. Проект новой инструкции ФНС в его нынешнем виде в большинстве случаев не слишком обогатит этот инструментарий. Поэтому наши рекомендации таковы: не спешите с «раскаянием». Не бойтесь выяснять обоснованность претензий налоговой в суде — это как минимум позволит вам оценить качество собранных доказательств. Будьте готовы защищать свою позицию, а в крайнем случае оплатите сумму претензий на основе решения суда. Надо бороться за свои права и отстаивать легальные методы оптимизации налогов, не поддаваться психическому давлению и обещаниям гипотетических неконкретных послаблений