«ТОП ЛАЙН» продолжает публиковать рекомендации для собственников бизнеса, которых жизнь подталкивает к «выходу из тени». Сегодня – об особенностях, плюсах и подводных камнях перехода с серых на белые зарплаты в 2021-м.
Во-первых, уменьшение налогооблагаемой прибыли. Официальный ФОТ, налоги и взносы сокращают базу, с которой рассчитываются платежи в бюджет. Это актуально для компаний на ОСН и на УСН системы «Доходы минус расходы». А если говорить про ИП, то новые нюансы патентной системы налогообложения и вовсе стимулируют предпринимателей обеляться. Ведь они дают право уменьшать стоимость патента на сумму страховых взносов (100 % взносов за самого ИП и 50 % от суммы взносов за работников). Возможность комбинировать работу на патенте и на УСН (после превышения патентного лимита доходов (60 млн. ₽) снижает необходимость вывода выручки в серую зону.
Во-вторых, для обеления зарплат идеально подходит сотрудничество с самозанятыми. Бывших наемных сотрудников нельзя переоформлять в подрядчиков с таким статусом. Однако ничто не мешает перевести в статус самозанятых тех работников, которые до этого получали зарплату только в конвертах. Осенью 2020-го ФНС сообщила, что самозанятыми могут регистрироваться и граждане стран ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения). Налоги при сделках граждан с юрлицами составляют 6 %, но не . В годовой лимит дохода самозанятых (2,4 млн. ₽) смогут вписаться все, чей доход сопоставим со средней зарплатой в любой отрасли.
В-третьих, обеление бизнеса обычно идет рука об руку с оптимизацией бизнес-процессов. Специфика некоторых отраслей требует бороться с воровством выручки и материальных ценностей персоналом. В таких случаях легализация ФОТ компенсируется сокращением потерь от подобного воровства или некачественного исполнения трудовых функций – т.к. ответственность штатного сотрудника (в т.ч. материальная) повышается, появляются дополнительные механизмы контроля.
В-четвертых, выплата зарплат в конвертах требует наличных денег. Если структура выручки не позволяет оперировать требуемыми суммами кэша – придется нести расходы на обнал, а о связанных с этим проблемах мы уже говорили
Несмотря на все плюсы перевода «серых» зарплат в категорию выплат самозанятым, этот инструмент легализации трудовых отношений нужно применять с большой осторожностью. Непродуманная система сотрудничества с плательщиками НПД грозит неприятностями и проверками со стороны налоговой инспекции.
Компанию, у которой внезапно появилось много контрагентов-самозанятых, могут заподозрить в уклонении от уплаты НДФЛ и страховых взносов. Целью проверок ФНС будет переквалификация отношений в трудовые. С автоматическим доначислением всех «зарплатных» налогов, пени и штрафа в размере 40 % от сумм «умышленной неуплаты».
Чтобы избежать такого сценария, бизнесу можно помнить: не всех сотрудников можно легализовать в статусе самозанятых. Обеляя ФОТ работой с плательщиками НПД, нужно соблюдать элементарные меры предосторожности. А именно:
— соблюдать критерии оказания услуг конкретными лицами
— оформлять договоры так, чтобы деятельность плательщиков НПД имела все признаки сдельной, «вахтовой» работы – она должна быть ненормированной и нацеленной на конкретный результат
— ни в коем случае нельзя подводить под статус самозанятых таких сотрудников, которые несут материальную ответственность, отвечают за сохранность имущества, денег, товаров
Переход нужно провести правильно, с учетом специфики каждого конкретного бизнеса. Обратившись к профессионалам консалтинга, собственник получит рекомендации: кого из работников можно сделать плательщиками НПД, а кого переводить в эту категорию не рекомендуется. Узнайте, как правильно интегрировать модели с самозанятыми в свой бизнес. Как избежать переквалификации отношений в трудовые. Как прописать все необходимые нюансы – начиная от «рваного» графика выплат и заканчивая специальным оформлением актов (в них должны фиксироваться результаты именно сдельной формы сотрудничества) и т.д.